-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Технологические карты уроков по ФГОС

13 сентября 2022
35939
Средний балл: 5 из 5
эксперт Актион Образование

Новые ФГОС предъявляют повышенные требования к эффективности современного урока: он должен носить развивающий и проблемный характер, способствовать формированию универсальных учебных действий. Достичь этой цели педагогу помогают технологические карты уроков. В статье разберем актуальные образцы, представим рекомендации по разработке технологической карты и расскажем, как с ней работать.

Технологическая карта урока по ФГОС: образец

⚡Карта контроля качества урока по ФГОС-2021С помощью такого инструмента проверите, как учителя, которые впервые проводят уроки по ФГОС-2021, соблюдают требования новых стандартов на занятиях.

Чтобы планировать уроки с помощью технологических карт или планов, воспользуйтесь рекомендацией в Системе Завуч.

В ней – готовые способы планирования урока с бланками и образцами в помощь педагогам.

Если у вас нет подписки, оформите трехдневный гостевой доступ к Системе Завуч, и скачайте алгоритм составления технологической карты с готовым примером.

После авторизации в Системе вам также будут доступны бланк плана урока и конспект-сценарий.

Получить бесплатный доступ

Образцы карт

«Клетка – основа строения и роста живых организмов» «Сказка и миф. Русская народная сказка "Снегурочка"» «Стихотворение С. Я. Маршака "Ландыш"»

Технологическая карта к уроку

Скачать

Технологическая карта к уроку

Скачать

Технологическая карта к уроку

Скачать

Для эффективного проведения урока технологическая карта урока по ФГОС должна соответствовать основным требованиям информационной наполненности: четкая структура, обобщенность, алгоритмичность и технологичность. Составленная по правилам, она позволяет педагогу:

  • Увидеть целостную картину урока, спланировать подачу учебного материала с учетом целей занятий.
  • Отразить четкую последовательность учебного процесса, что помогает более тщательно планировать все этапы урока.
  • При необходимости корректировать, изменять, синхронизировать деятельность всех участников образовательного процесса, согласовывать их действия.
  • Эффективно формировать у учащихся УУД в ходе изучения новой темы, организовывать самостоятельную деятельность школьников.
  • Проектировать образовательную деятельность на определенные промежутки времени – четверть, триместр, полугодие, год.
  • Осуществлять диагностику достижений запланированных результатов обучающего процесса на любом этапе изучения материала.
  • Обеспечивать повышение уровня образовательной деятельности.

Технологическая карта урока по ФГОС

Подсказки от экспертов

Чтобы помочь педагогам спроектировать уроки, научите их работать со сценарной картой урока. Посетите заседания методических объединений и расскажите, как заполнить лицевую и оборотную стороны сценарной карты. Используйте готовый образец >>

Забираю готовую карту

Составление подробного сценария урока предоставляет возможность еще на этапе подготовки к нему тщательно детализировать содержание занятий, отразить ключевые моменты рабочей программы, которые соответствуют изучаемой тематике, оценить потенциальную эффективность форм, средств и методов обучающей деятельности, выбранных педагогом.

Аналогичные задачи в какой-то степени решает конспект, но между ним и технологической картой есть существенные отличия:

Технологическая карта

Конспект урока

Отражает системно-деятельностный подход в процессе занятий, так как регламентирует деятельность педагога и учащихся, содержит описание видов взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Представляет собой краткий сценарий, в котором отражают только действия педагога, его речь.

Характеризует деятельность учащихся, содержит схематическое описание универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы в ходе обучающего процесса.

Отражает исключительно формы и методы работы, которые педагог планирует применять в процессе занятий.

Позволяет заранее запланировать результаты для каждого этапа занятий, что дает возможность осуществлять контроль за ходом урока.

Содержит краткое описание общих целей урока.

Как составить технологическую карту урока

Карта контроля качества урока по ФГОС-2021Понадобится, чтобы проверить, как учитель проводит уроки и реализует на уроке требования ФГОС-2021

Используйте при оформлении технологической карты урока по ФГОС, опирайтесь на определенный алгоритм:

  1. Перед тем, как составить технологическую карту урока, четко сформулируйте тему занятий, определите место новой темы в учебном курсе. Составьте перечень ключевых понятий, на которые будете опираться при подаче материала.

  2. Выразите общую цель занятий, обозначьте обучающие, воспитательные и развивающие функции.

  3. Разработайте план подачи нового материала, подберите соответствующие задания, которые способствуют:

    • эффективному узнаванию материала, его воспроизведению;

    • возможности применить полученные знания в различных ситуациях;

    • творческому подходу к изучению и закреплению материала.

  4. Упорядочьте список заданий: сначала предлагайте учащимся простые, затем переходите к более сложным. Составьте три комплекта заданий с учетом их цели – способствующие осмыслению новой темы, подводящие к воспроизведению материала, творческие задания.

  5. Определите, в чем будет уникальность вашего урока. Каждое занятие должно вызывать интерес у школьников, поэтому важно обеспечить нестандартный подход к изучению материала, найти какие-то увлекательные факты, использовать небанальный опыт.

  6. Сгруппируйте имеющийся материал, продумав, в какой последовательности будете знакомить детей с новыми знаниями, каким образом будете осуществлять смену деятельности школьников во время занятий.

  7. Составьте план контрольных действий: продумайте, что и как будете контролировать, как использовать результаты, полученные в результате контроля.

  8. Подготовьте перечень наглядных пособий, которые могут потребоваться в ходе изучения новой темы. Составьте список необходимого оборудования, приборов, продумайте, как представить основу материала на классной доске.

  9. Разработайте домашнее задание – продумайте, какой должна быть его содержательная часть, какие рекомендации помогут учащимся эффективно с ним справиться.

Готовая технологическая карта должна соответствовать определенным условиям:

  • Подробное описание работы педагога с указанием конечного результата.

  • Указание всех операций и их составных элементов с подробным перечислением их последовательности.

  • Отражение координации и синхронизации действий всех участников обучающего процесса.

Помимо этого, важно правильно рассчитать время, необходимое для выполнения каждого педагогического действия и отразить это в карте. Ориентируясь на ее содержание, педагог должен:

  • Видеть целостную картину урока, понимать последовательность педагогических действий, которые позволят достичь запланированного результата обучающего процесса.

  • Осознавать соотношение педагогических действий – образуют ли они отдельные приемы и формы работы единое целое.

  • Контролировать обучающий процесс и осуществлять его корректировку, не прерывая логики подачи материала.

Грамотно составленный документ помогает оценить эффективность подачи нового материала, выбрать подходящие приемы и формы работы с учетом цели изучения новой темы, сделать действия учителей и учащихся более согласованными.

А ВЫ ЭФФЕКТИВНО РАБОТАЕТЕ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ В ШКОЛЕ?
Проверьте себя, ответьте на 2 вопроса и получите подарок
Вопрос №1: В какой ситуации педагог применяет в обучении детей стресс-тактику?

Структура технологической карты урока

Материалы к занятиям "Разговоры о важном"Сохраните готовые конспекты и сценариев классных часов

В своей работе педагоги используют различные варианты технологических карт урока, образцы, которые состоят из нескольких компонентов, либо такой вариант, как карта плюс конспект. Одни педагоги готовят отдельный сценарий для каждого занятия, другие – одну карту на весь цикл уроков под одной теме.

Структура технологической карты урока по ФГОС не утверждена законодательно, поэтому каждый педагог вправе выбирать самостоятельно форму документа. За основу можно взять любой подходящий образец, главное – отразить все необходимые для ведения занятий параметры:

  • Список УУД, которыми должны овладеть учащиеся.

  • Цели и задачи урока.

  • Общая концепция хода занятий.

  • Деятельность педагога и учащихся.

Начинается техкарта с общей информации об уроке – в этом ее схожесть с обычным конспектом занятий. Это своеобразная «шапка», которая содержит следующую информацию:

  • Предмет, дисциплина.

  • Тема занятий – обязательно указывают количество часов, отведенных на ее изучение.

  • Тип урока.

  • Прогнозируемые результаты – предметные, метапредметные, личностные.

  • Дидактические средства, наглядные учебные пособия, оборудование.

Затем обычно размещают таблицу, в которой отражают ключевые элементы занятия:

  • этапы урока;

  • виды, формы, методы и приемы работы;

  • содержание педагогического взаимодействия: деятельность педагога и обучающихся;

  • виды формируемых УУД;

  • запланированные результаты по каждому элементу занятий.

После таблицы размещают дополнительные материалы, которые используют в ходе занятий: тесты, задания для контроля результатов, схемы.

В качестве пример технологической карты урока в начальной школе приведем фрагмент документа:

Предмет: Русский язык

Тема: Изменение имен прилагательных по числам

Тип урока: урок открытия новых знаний

Прогнозируемые результаты:

  • Личностные – научить проверять себя, работать в группе, оценивать свои действия.

  • Предметные – научить находить окончание в прилагательных, изменять прилагательные по числам, определять роль этой части речи в тексте.

  • Метапредметные – научить анализировать знания, выделяя общее, определять оптимальные пути решения.

Дидактические материалы: учебник, карточки с заданиями для индивидуальной работы, памятки.

Этап урока

Формы, методы, приемы работы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Нежелательно чрезмерно увеличивать объем информации в технологической карте – это осложнит ее использование во время работы с учащимися.

Рекомендации по разработке технологической карты

Несмотря на то, что форму и структуру карты педагоги создают на собственное усмотрение, а строгие требования к технологической карте урока по ФГОС отсутствуют, не следует сильно отклоняться от стандартных шаблонов. Общее содержание учитывает цели педагогической деятельности и работу на результат, но существуют общие рекомендации, которые позволят сделать работу по подготовке технологических карт более простой и эффективной.

  • Не забывайте об обязательных элементах карты, которые максимально облегчают работу учителя: тема занятий, цели и задачи, мотивация, прогнозируемые результаты.

  • Уделите внимание подготовке: подберите материал, определитесь с целями и задачами, выделите для каждого этапа урока ключевые формы деятельности для учителя и школьников.

  • Чрезмерно расширять содержание карты не рекомендуется, но можно добавить в нее дополнительные графы, если это будет способствовать более эффективной педагогической деятельности. Например, графы «Время», «Методы промежуточного контроля», «Использование ИКТ» и пр.

  • Обычно в карте указывают традиционные этапы урока, но в зависимости от типа занятий некоторые элементы можно убрать или объединить.

  • Чтобы правильно отразить планируемые результаты и УУД, которыми должны овладеть обучающиеся, используйте информацию из рабочих программ.

  • Не забывайте о том, что занятиям должны быть присущи не только обучающий, но и развивающий, воспитательный характер. Поэтому обязательно воспользуйтесь соответствующими формулировками, например: «способствовать развитию, воспитанию…», «формировать условия для развития, воспитания…».

Чтобы ускорить процесс разработки технологической карты, используйте специальные компьютерные программы. В них содержатся описание всех универсальных учебных действий, рабочие программы по различным дисциплинам, а также прогнозируемые результаты по каждому этапу урока. 

Необходимо лишь ввести в программу номер урока и его тему – соответствующие параметры будут внесены в шаблон автоматически. Педагогу останется внести в содержание необходимые корректировки и заполнить «шапку» карты.

При самостоятельной разработке максимальные затруднения могут возникнуть на стадии разделения хода занятий на отдельные этапы, а также при формулировке целей, задач и составлении списка прогнозируемых результатов. Справиться с проблемой помогут методические рекомендации и готовые шаблоны технокарт. 

Список источников:
  1. «Как построить урок в соответствии с ФГОС» / А.В.Миронов. — Волгоград : Учитель, 2014. — 174 с.

  2. Федеральный закон «Об образовании в РФ». — М.: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образ-я и науки РФ. — М.: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/

  4. «Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО)» / Т.Ю.Бутурлакина. — Армавир, 2013. — 60с.

  5. «Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности» /С.П.Казачкова, М.С.Умнова. — М.: Планета, 2012. — 256 с. — (Качество обучения).

  6. «Технологическая карта урока. Методические рекомендации» / Зайцева И.И.

  7. «Проектирование деятельностной модели урока на основе технологической карты» / Логвинова И.М., Копотева Г.Л.

  8. «Основные принципы составления технологической карты урока» / Громова В.И.

  9. «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС» / Логвинова И.М., Копотева Г.Л. — 2011. — № 12. — С. 12-18.

  10. «Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие.» / Мороз Н.Я. ,Витебск, 2006.

Материал проверен экспертами Актион Образование

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.