-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Доступная среда в школе

25 октября 2024
24560
Средний балл: 0 из 5
Эксперт по доступной для маломобильных граждан архитектурной среде и универсальному дизайну

Школа – образовательная организация, которая должна обучать детей любой категории. Дети: обучающиеся по общеобразовательной программе, с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды – находятся в равных условиях. Должны получить образование в силу своих психологических и физиологических способностей.

Как создать доступную среду в школе

Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в каждой школе необходимо создать специальные условия. К специальным условиям относят:

  • использование специальных методов обучения и воспитания, специальные образовательные программы;
  • специализированную учебную литературу, пособия, технические средства обучения и воспитания;
  • проведение групповых, парных или индивидуальных коррекционных занятий;
  • доступность входа в образовательную организация, а также передвижение внутри неё;
  • использование образовательных технологий обучения дистанционно;
  • предоставление обучающимся всевозможных услуг, обеспечивающих безбарьерную доступную среду школы.

В каждой образовательной организации необходимо разработать, утвердить и реализовать программу доступной образовательной среды. В процессе разработке необходимо привлекать к совместной работе как педагогических работников, так и прочих “узких” специалистов, профессионалов в своей области.

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проверьте себя, ответьте на 2 вопроса и получите подарок
Вопрос №1: В классе три ребенка с ОВЗ. Двое из них имеют ДЦП, а один – плохо слышит. Сколько адаптированных образовательных программ нужно разработать?

В рабочую группу необходимо обязательно включить представителей администрации школы (заместителей директора по учебно – воспитательной работе и административно – хозяйственной работе), учителей, социального педагога, педагога – психолога, учителя – логопеда, медицинского работника. В процессе создания программы необходимо учитывать все аспекты особенностей развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов.

Доступные объекты образовательной среды – это объекты социальной инфраструктуры (жилые и нежилые общественные, производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные объекты, транспортные средства), оборудованные так, что доступ в них и перемещение внутри может осуществляться либо самостоятельно, либо с минимальной посторонней помощью.

В доступной среде школы любой ребенок должен чувствовать себя безопасно и уверенно. В школе не допускается игнорирование проблем: психологическое давление, поломки оборудования, искусственные преграды на пути следования к отдельным объектам инфраструктуре.

Как создать доступную среду в школе: алгоритм

  1. Закупить специальное индивидуальное оборудование.
  2. Увеличить ширину дверных проемов.
  3. Обучить персонал работе с детьми с ОВЗ.
  4. Обустроить комнаты психологической разгрузки и сенсорные комнаты.
  5. Обустроить комнаты для реабилитации детей.
  6. Предусмотреть в штате: логопеда, дефектолога, тьютора, ассистента.
  7. Оснастить школы и прилегающую территорию средствами звуковой, визуальной и тактильной информации.

Оборудование входа в школу

дети – инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

необходима установка пандусов у входа в школу. Пандус должен быть пологим (10-12 градусов). Ширина на не менее 90 см; бортик высотой не менее 5 см; поручни высотой от 50 до 90 см. Двери должны открываться в противоположную от пандуса сторону. Вход должен быть оборудован звонком для предупреждения охраны.

дети-инвалиды по зрению

Крайние ступени лестницы при входе необходимо покрасить контрастно. Лестницы должны быть оборудованы перилами. Дверь – ярко – контрастной окраски. На стеклянных дверях краской ярко должны быть отмечены открывающиеся части.

Внутреннее пространство школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов не менее 80-85 см. Для инвалидов – колясочников должен быть предусмотрен лифт и подъемники у входа. при наличии телефона – автомата в школе, его необходимо повесить на низкую высоту.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов необходимо предусмотреть рельефное покрытие полов. При смене направления должен меняться рельеф покрытия. Покрытие может быть в виде плитки или ковровых дорожек.

49% ПЕДАГОГОВ НЕПРАВИЛЬНО РАБОТАЮТ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Проверьте себя, ответьте на 2 вопроса и получите подарок
Вопрос №1: Представьте, вы решили обучать ученика с РАС в классе с детьми, у которых есть умственная отсталость. Что понадобится учесть в таком случае?

Названия кабинетов должны быть ярких цветов и продублированы шрифтом Брайля.

Для детей – инвалидов необходимо предусмотреть отдельную комнату для верхних вещей. Крючки и вешалки необходимо разместить невысоко от пола.

Столовая

В столовой необходимо предусмотреть не проходное пространство, ширину прохода между столами увеличить до 1,1 метра. Место для приема пищи должно быть расположено недалеко от буфета. Детей с ограниченными возможностями здоровья желательно сажать рядом со всеми одноклассниками.

Туалетные комнаты

В туалетных комнатах необходимо предусмотреть специализированную туалетную кабину. Размер которой должен быть не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери не менее 90 см. Внутри кабины необходимо предусмотреть достаточное свободное пространство для размещения кресла – коляски. Все окружающие элементы должны быть прочными, устойчивыми. Внутри необходимо разместить поручни, подвесные трапеции и штанги. Раковина должна быть размещена на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрической сушилки для рук размещается на той же высоте.

Спортивный зал (душевая, раздевалки) должен быть с широкими проходами. Инвалидная коляска должна помещаться полностью в душевой.

В читальном зале часть стола для выдачи книг должна быть на высоте 70 см. Книги располагаются в доступе в зоне “вытянутой руки”. Необходимо оборудовать доступные места для чтения и работы с литературными источниками. Проходы между столами должны быть расширены.

Учебные кабинеты

В учебных кабинетах необходимо предусмотреть свободное пространство для перемещения. Минимальные размеры для ребенка на инвалидной коляске – 1,5 м х 1,5 м. Рядом с партой необходимо предусмотреть свободное пространство для хранения вспомогательного оборудования. Ширина прохода между столами должна быть не менее 90 см. Входная дверь – без порога.

Детям – инвалидам необходимо предусмотреть одноместные посадочные места. Отдельное внимание уделяется освещению рабочего места. Для детей с нарушениями зрения предусматривается звуковое дублирование информации, которая пишется на доске. Парта для ребенка со слабым зрениям должна стоять в первом ряду рядом с окном. Пособия, которые используются на уроках должны быть наглядно – рельефными, чтобы ребенок мог их потрогать.

Детям – инвалидам по слуху необходимо предусмотреть специальные акустические приборы или индивидуальные наушники. Для того, чтобы дети лучше ориентировались в классе – устанавливаются сигнальные лампочки, оповещающие о переменах.

Территория школы должна быть асфальтированной, ровной, с нескользким покрытием. Перепады уровней должны быть сглажены. В нескольких местах предусматриваются съезды. Поверхность покрывается рельефными направляющими дорожками с яркой, контрастной маркировкой (цвета ярко-желтый, ярко-красный или ярко-оранжевый).

Сенсорная комната – специально – организованное помещение, которое состоит из множества различных стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы.

Мягкая среда обеспечивает безопасность, комфорт и уют. Главная цель – обеспечение релаксации и спокойного состояния.

Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые эффекты.

Тактильная среда – помогает освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность.

Воздушная среда – среда запахов на основе ароматерапии, в том числе для профилактики респираторных заболеваний. При организации работы применяются полезные эфирные масла.

В помещении необходимо учитывать спокойную цветовую гамму, приятные ароматы и тихую нежную музыку.

Пребывание в сенсорной комнате способствует:

  • улучшению эмоций;
  • снижению беспокойства;
  • отсутствию агрессии;
  • снятию возбуждения;
  • нормальному сну;
  • активизации мозга;
  • профилактике заболеваний.

В сенсорной комнате школьные специалисты проводят целенаправленные занятия. Они являются мощным инструментом развития ребенка. Развивается восприятие, речь, память, мышление.

Показаниями к занятиям в сенсорной комнате являются: психоневрологические проблемы, задержки развития, поражения центральной нервной системы, аутизм, адаптационные проблемы, психосоматические заболевания.

Какое оборудование закупить для  доступной среды

  1. Тактильное оборудование (мнемосхемы, пиктограммы, вывески, таблички, наклейки);
  2. Индукционные системы для слабослышащих;
  3. Звуковые маяки и информаторы;
  4. “Бегущие строки”, информационные стенды;
  5. Инвалидные коляски и кресла;
  6. Визуальная и латеральная разметка;
  7. Специальные развивающие игры и игрушки;
  8. Тифлофлешплееры;
  9. Бактерицидные облучатели;
  10. Пандусы;
  11. Подъемники;
  12. Поручни;
  13. Кресла – стулья с санитарным оснащением;
  14. Логопедические наборы и инструменты;
  15. Технические средства реабилитации;
  16. Кресла – коляски;
  17. Ходунки;
  18. Интерактивные панели;
  19. Тренажеры;
  20. Покрытия.

Что рассказать о доступной среде родителям детей с ОВЗ

НАСКОЛЬКО КРУТО ВЫ ЛАДИТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКОВ?
Проверьте себя, ответьте на 2 вопроса и получите подарок
Вопрос №1: Как поступить, если вы не можете прочитать обращение родителей из-за неразборчивого почерка?

Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов должны быть проинформированы о доступности образовательной среды. Школа это может сделать при личном обращении или на официальном сайте образовательной организации.

На отдельной странице сайта необходимо информировать широкую общественность по следующим показателям доступности образования:

1) наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;

2) обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

3) условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

4) доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;

5) кадровое обеспечение образования (наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; 

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.