Школа – образовательная организация, которая должна обучать детей любой категории. Дети: обучающиеся по общеобразовательной программе, с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды – находятся в равных условиях. Должны получить образование в силу своих психологических и физиологических способностей.
Как создать доступную среду в школе
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в каждой школе необходимо создать специальные условия. К специальным условиям относят:
- использование специальных методов обучения и воспитания, специальные образовательные программы;
- специализированную учебную литературу, пособия, технические средства обучения и воспитания;
- проведение групповых, парных или индивидуальных коррекционных занятий;
- доступность входа в образовательную организация, а также передвижение внутри неё;
- использование образовательных технологий обучения дистанционно;
- предоставление обучающимся всевозможных услуг, обеспечивающих безбарьерную доступную среду школы.
В каждой образовательной организации необходимо разработать, утвердить и реализовать программу доступной образовательной среды. В процессе разработке необходимо привлекать к совместной работе как педагогических работников, так и прочих “узких” специалистов, профессионалов в своей области.
В рабочую группу необходимо обязательно включить представителей администрации школы (заместителей директора по учебно – воспитательной работе и административно – хозяйственной работе), учителей, социального педагога, педагога – психолога, учителя – логопеда, медицинского работника. В процессе создания программы необходимо учитывать все аспекты особенностей развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов.
Доступные объекты образовательной среды – это объекты социальной инфраструктуры (жилые и нежилые общественные, производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные объекты, транспортные средства), оборудованные так, что доступ в них и перемещение внутри может осуществляться либо самостоятельно, либо с минимальной посторонней помощью.
Адаптируйте образовательную организацию к нуждам детей с ОВЗ и инвалидностью в зависимости от вида заболевания. Отразите созданные условия в паспорте доступности. В рекомендации – требования к доступной среде для учеников с НОДА, нарушениями зрения и слуха. Скачивайте образцы приказа о создании комиссии и паспорта доступности.
В доступной среде школы любой ребенок должен чувствовать себя безопасно и уверенно. В школе не допускается игнорирование проблем: психологическое давление, поломки оборудования, искусственные преграды на пути следования к отдельным объектам инфраструктуре.
Как создать доступную среду в школе: алгоритм
- Закупить специальное индивидуальное оборудование.
- Увеличить ширину дверных проемов.
- Обучить персонал работе с детьми с ОВЗ.
- Обустроить комнаты психологической разгрузки и сенсорные комнаты.
- Обустроить комнаты для реабилитации детей.
- Предусмотреть в штате: логопеда, дефектолога, тьютора, ассистента.
- Оснастить школы и прилегающую территорию средствами звуковой, визуальной и тактильной информации.
Оборудование входа в школу
дети – инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата |
необходима установка пандусов у входа в школу. Пандус должен быть пологим (10-12 градусов). Ширина на не менее 90 см; бортик высотой не менее 5 см; поручни высотой от 50 до 90 см. Двери должны открываться в противоположную от пандуса сторону. Вход должен быть оборудован звонком для предупреждения охраны. |
дети-инвалиды по зрению |
Крайние ступени лестницы при входе необходимо покрасить контрастно. Лестницы должны быть оборудованы перилами. Дверь – ярко – контрастной окраски. На стеклянных дверях краской ярко должны быть отмечены открывающиеся части. |
Внутреннее пространство школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов не менее 80-85 см. Для инвалидов – колясочников должен быть предусмотрен лифт и подъемники у входа. при наличии телефона – автомата в школе, его необходимо повесить на низкую высоту.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов необходимо предусмотреть рельефное покрытие полов. При смене направления должен меняться рельеф покрытия. Покрытие может быть в виде плитки или ковровых дорожек.
Названия кабинетов должны быть ярких цветов и продублированы шрифтом Брайля.
Для детей – инвалидов необходимо предусмотреть отдельную комнату для верхних вещей. Крючки и вешалки необходимо разместить невысоко от пола.
Столовая
В столовой необходимо предусмотреть не проходное пространство, ширину прохода между столами увеличить до 1,1 метра. Место для приема пищи должно быть расположено недалеко от буфета. Детей с ограниченными возможностями здоровья желательно сажать рядом со всеми одноклассниками.
Чтобы обучать детей с особенностями развития, создайте в школе специальные условия и разработайте документы. Их образцы смотрите в рекомендации.
Туалетные комнаты
В туалетных комнатах необходимо предусмотреть специализированную туалетную кабину. Размер которой должен быть не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери не менее 90 см. Внутри кабины необходимо предусмотреть достаточное свободное пространство для размещения кресла – коляски. Все окружающие элементы должны быть прочными, устойчивыми. Внутри необходимо разместить поручни, подвесные трапеции и штанги. Раковина должна быть размещена на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрической сушилки для рук размещается на той же высоте.
Спортивный зал (душевая, раздевалки) должен быть с широкими проходами. Инвалидная коляска должна помещаться полностью в душевой.
В читальном зале часть стола для выдачи книг должна быть на высоте 70 см. Книги располагаются в доступе в зоне “вытянутой руки”. Необходимо оборудовать доступные места для чтения и работы с литературными источниками. Проходы между столами должны быть расширены.
Учебные кабинеты
В учебных кабинетах необходимо предусмотреть свободное пространство для перемещения. Минимальные размеры для ребенка на инвалидной коляске – 1,5 м х 1,5 м. Рядом с партой необходимо предусмотреть свободное пространство для хранения вспомогательного оборудования. Ширина прохода между столами должна быть не менее 90 см. Входная дверь – без порога.
Детям – инвалидам необходимо предусмотреть одноместные посадочные места. Отдельное внимание уделяется освещению рабочего места. Для детей с нарушениями зрения предусматривается звуковое дублирование информации, которая пишется на доске. Парта для ребенка со слабым зрениям должна стоять в первом ряду рядом с окном. Пособия, которые используются на уроках должны быть наглядно – рельефными, чтобы ребенок мог их потрогать.
Детям – инвалидам по слуху необходимо предусмотреть специальные акустические приборы или индивидуальные наушники. Для того, чтобы дети лучше ориентировались в классе – устанавливаются сигнальные лампочки, оповещающие о переменах.
Территория школы должна быть асфальтированной, ровной, с нескользким покрытием. Перепады уровней должны быть сглажены. В нескольких местах предусматриваются съезды. Поверхность покрывается рельефными направляющими дорожками с яркой, контрастной маркировкой (цвета ярко-желтый, ярко-красный или ярко-оранжевый).
Сенсорная комната – специально – организованное помещение, которое состоит из множества различных стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы.
Мягкая среда обеспечивает безопасность, комфорт и уют. Главная цель – обеспечение релаксации и спокойного состояния.
Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые эффекты.
Тактильная среда – помогает освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность.
Воздушная среда – среда запахов на основе ароматерапии, в том числе для профилактики респираторных заболеваний. При организации работы применяются полезные эфирные масла.
В помещении необходимо учитывать спокойную цветовую гамму, приятные ароматы и тихую нежную музыку.
Пребывание в сенсорной комнате способствует:
- улучшению эмоций;
- снижению беспокойства;
- отсутствию агрессии;
- снятию возбуждения;
- нормальному сну;
- активизации мозга;
- профилактике заболеваний.
В рекомендации – требования к образовательной среде для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), инвалидов по слуху, инвалидов по зрению и маломобильных учеников. Учтите их, когда будете прописывать материально-технические условия в адаптированных основных общеобразовательных программах.
В сенсорной комнате школьные специалисты проводят целенаправленные занятия. Они являются мощным инструментом развития ребенка. Развивается восприятие, речь, память, мышление.
Показаниями к занятиям в сенсорной комнате являются: психоневрологические проблемы, задержки развития, поражения центральной нервной системы, аутизм, адаптационные проблемы, психосоматические заболевания.
Какое оборудование закупить для доступной среды
- Тактильное оборудование (мнемосхемы, пиктограммы, вывески, таблички, наклейки);
- Индукционные системы для слабослышащих;
- Звуковые маяки и информаторы;
- “Бегущие строки”, информационные стенды;
- Инвалидные коляски и кресла;
- Визуальная и латеральная разметка;
- Специальные развивающие игры и игрушки;
- Тифлофлешплееры;
- Бактерицидные облучатели;
- Пандусы;
- Подъемники;
- Поручни;
- Кресла – стулья с санитарным оснащением;
- Логопедические наборы и инструменты;
- Технические средства реабилитации;
- Кресла – коляски;
- Ходунки;
- Интерактивные панели;
- Тренажеры;
- Покрытия.
Что рассказать о доступной среде родителям детей с ОВЗ
Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов должны быть проинформированы о доступности образовательной среды. Школа это может сделать при личном обращении или на официальном сайте образовательной организации.
На отдельной странице сайта необходимо информировать широкую общественность по следующим показателям доступности образования:
1) наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
2) обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3) условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
4) доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
5) кадровое обеспечение образования (наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
⚡Популярные образцы документов для работы в апреле | ||||||
![]() | Аналитическая справка по итогам тренировочных работ в форме ГИА | ![]() | ||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() |